Консультации воспитателей

Воспитатель

Володченкова Ольга Алексеевна

  • Высшее педагогическое образование
  • Педагогический стаж - 2 года
  • Стаж в должности - 2 года
  • +7 (8793) 33-87-57
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Учите детей безопасности

Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.

  • Следующие правила наиболее важны:
  • По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части.
  • Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево.
  • Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора.
  • Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном «зеброй» переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.
  • Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.

Лучше всего вы преодолеете свою «внутреннюю разболтанность», если вы, ваш муж, родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда «застукаете» себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.

Что могут сами дети

Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребенка, поскольку все дети разные.

Начиная с 3-4 лет ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он еще представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

Начиная с 6 лет ребенок все еще имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые; большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять все их внимание.

Лишь начиная с 7 лет дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же остановиться на оклик; они уже наполовину опытные пешеходы; они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты; они могут определить, откуда доносится шум; они учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится; они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар; но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

14-летние дети проявляют все навыки езды на велосипеде; по-прежнему реагируют более замедленно, чем взрослые и все еще с трудом правильно оценивают скорость движущегося транспорта (как и многие взрослые). Родители, дедушка и бабушка, друзья и соседи также должны соблюдать важнейшие дорожные правила. Хороший пример заразителен.

Осторожно!!! Первое транспортное средство

  • Даже если ребенок катается перед дверью дома, ему угрожают опасности, поэтому:
  • транспортное средство должно быть абсолютно надежным;
  • место, где ребенок передвигается самостоятельно, должно быть свободным от других транспортных средств: не следует кататься вблизи автомобильных стоянок, а также на тротуаре, граничащем с проезжей частью;
  • вы должны иметь возможность вести постоянное наблюдение за «разрешенной зоной» из своей квартиры или постоянно находиться рядом с ребенком.

Разъясняйте детям правила уличного движения

Как только ребенок научится ходить, он начнет открывать большой мир - и в том числе уличное движение. Он уже очень многое воспринимает сознательно, например всякие «мелочи», которые, тем не менее, очень важны. На них и надо обратить особое внимание. Останавливайтесь всякий раз на краю тротуара, перед тем как перейти улицу, и посмотрите налево - направо - налево даже в том случае, если идущий рядом с вами уже сделал это. Держите ребенка за руку, даже если у вас много вещей.

Теперь пора начинать объяснять ребенку свое поведение. Даже если ребенок еще не говорит и не совсем понимает эти объяснения, ваш повторяющийся комментарий действий при переходе улицы, изложенный доступным языком, постепенно до него дойдет. Вы говорите: «Мы сейчас остановимся, прежде чем перейти улицу. Слева нет машин, справа тоже нет, быстренько посмотрим еще раз налево. А сейчас можно идти». Или: «Стой, красный свет. Мы должны подождать, пока появится зеленый человечек. А вот теперь зеленый свет и можно переходить улицу». Это объяснит ребенку действия матери. Он не только видит, но и слышит одно и то же, следовательно, запоминает. Таким образом, одно из самых важных упражнений при изучении правил дорожного движения состоит в следующем: поведение на улице должно быть всегда одинаковым. И по мере освоения самых повседневных вещей - как, например, ходьба, спуск с тротуара на проезжую часть, подъем по лестнице в булочную - ребенок постепенно изучает и первые правила поведения на улице. Но слово «изучать» нельзя понимать в данном случае буквально. Речь скорее идет о том, чтобы подыграть. Совершенно бесполезно «дрессировать» двух- или трехлетнего ребенка или, что еще хуже, устраивать ему экзамен или опрос. Главное - подавать правильный пример. В этом возрасте это самый лучший метод обучения правилам поведения на улице. Обучать можно и в игровой форме: «Я прилетел с другой звезды, покажи-ка мне дорогу в булочную». Но не ищите недостатков и не осуждайте ребенка, если он будет делать ошибки. Как гость с другой звезды вы можете остановиться у края тротуара и спросить: «Перед тем как перейти улицу, у нас останавливаются, смотрят налево, направо и затем снова быстро налево. У вас это делают так же?».

Первое приключение

Если Вы убедились в том, что ваш ребенок твердо усвоил важнейшие правила (край тротуара - это безусловная граница, предел, дальше улицу можно переходить, только держась за руку старшего), вы можете подготовить его к следующему большому шагу к самостоятельности.

Позвольте как-нибудь вашему ребенку пройти впереди вас по короткому маршруту длиной в несколько метров. Но по пути обращайте его внимание на особенности этого участка пути и на ваше поведение так, как вы делали до сих пор. Пожалуйста, выберите легкий маршрут без пересечения улиц, например вы можете сходить к другу, живущему по соседству. Если вы уверены, что ребенок уже запомнил дорогу, вы можете позволить ему пройти этот участок одному. Вначале оставайтесь поблизости, чтобы наблюдать за ребенком и вмешаться в случае необходимости. Проводите этот эксперимент только в том случае, если ребенок тоже этого хочет. Идеальным для такой попытки может быть только маршрут, который полностью находится под вашим наблюдением или, по крайней мере, его вторая половина контролируется родителями соседского ребенка, которых вы должны предупредить.

Следующий шаг состоит в том, что можно позволить ребенку пойти вместе со старшими братьями или сестрами. Но будьте осторожны: по дороге дети легко отвлекаются и не думают о главном, а именно о правильном поведении. Это относится и к более старшим детям! Важно для первого этапа изучения правил дорожного движения и никогда не теряет своего значения. Нельзя критиковать или ругать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие. Ребенок должен видеть, что он уже чему-то научился, что вы им гордитесь.

Если другие дети или взрослые неправильно ведут себя, вы должны указывать на это - ведь ребенок может учиться и на плохих примерах, главное - самому их не подавать. Всегда проверяйте себя, не вкралась ли небрежность в ваши действия, ведь то, что вы учили с вашим ребенком, не теряет актуальности и для вас самих.

Внимание! Соблюдайте правила и в автомобиле!

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле.

  • Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
  • Пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в постоянную привычку.
  • Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
  • Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
  • Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от пристяжных ремней или измотают вам все нервы. Прибегайте и к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

Воспитатель

Шармаш Антонина Николаевна

  • Высшее педагогическое образование
  • Высшая квалификационная категория
  • Педагогический стаж - 33 года
  • Стаж в должности - 33 года
  • +7 (8793) 33-87-57
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Правовое воспитание дошкольников

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений - это необходимые условия гармоничного существования современного человека. Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

  • К основным международным документам, разработанным ЮНИСЭФ, касающимся прав детей относятся:
  • Декларация прав ребенка (1959),
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989),
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В настоящее время в Российской Федерации создана нормативно- правовая база реализации прав ребенка на защиту: Семейный кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Решение задач, связанных с правовым воспитанием детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с воспитателями и родителями воспитанников ДОУ. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей и правового просвещения, в нашем детском саду в течение ряда лет ведется активная работа в этом направлении.

  • Основные цели этой деятельности:
  • - создание оптимальных условий для защиты прав детей в ДОУ и семье, знакомства их с правами, формирования осознанно-правильного отношения к окружающему;
  • - совершенствование системы воспитательно - образовательного процесса по проблеме «Защиты прав и правового воспитания детей».
  • Мы определили следующие задачи по правовому воспитанию:
  • * обеспечить каждому ребенку условия развития индивидуальных способностей, возможность самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий,
  • * воспитание у детей чувства правосознания, значимости своего «Я»,
  • * воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека,
  • * поиск и обобщение наиболее эффективных технологий и форм правового воспитания всех участников воспитательного процесса,
  • * расширять просветительскую работу с родителями по проблеме, используя современные формы работы.

Для решения задач правового воспитания дошкольников разработали модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников. Принятая Конвенция о правах ребенка пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрывать взрослым важнейшие правовые документы, и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказалось, многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок - равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать, так как право - это совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Педагог - главное действующее лицо в организации педагогического процесса.

Знания о правах ребенка включены в содержание работы по ознакомлению детей с социальной действительностью, определено общее количество занятий на год по каждой теме, в том числе и при ознакомлении с доступными пониманию старших дошкольников статьями Конвенции, составлен перспективный план работы со старшими дошкольниками по правовому образованию, разработали конспекты занятий и игротеку для детей.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. С этой целью мы выбирали ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную, проводим ролевые, театрализованные и дидактические игры по проблеме: «Я имею право…», «Я не должен…», «Помоги себе сам».; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, организовывали проблемно-поисковую деятельность детей. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовали сказки, стихи, пословицы, поговорки. Закрепление представлений детей о своих правах нашло отражение и в занятиях по другим разделам программы: развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду и т.д.

Мы предоставляли возможность детям применить полученные знания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в праздниках и развлечениях. Очень интересно прошли КВН «Знаешь ли ты свои права?», который организовала Шиповская О.В.; игра-драматизация «Сказочный суд», проведенный Фроловой Е.В.; итогом работы за год стал праздник, посвященный Дню защиты детей.

В связи с тем, что участниками воспитательного процесса помимо детей и педагогов являются родители, в нашей работе предусмотрено взаимодействия с семьей, мы проводили совместные мероприятия детей, педагогов и родителей, и мероприятия по педагогическому просвещению родителей. Провели диагностические процедуры (анкета «Наказание в воспитании», тесты «Я и мой ребенок», «Понимаете ли вы своего ребенка»), после которых был проведен анализ и учет мнения родителей по данной теме. К сожалению, диагностика показала, что правовая и педагогическая культура родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.

Для правового просвещения родителей нами были запланированы и проведены мероприятия: оформили стенд «Защита прав детей в семье» с рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека; организовали круглый стол «Знаем ли мы права ребенка», выпущена газета «Защита прав ребенка в семье о детском саду», проведена «Неделя прав ребенка».


Воспитатель

Габриелян Светлана Грантовна

  • Среднее специальное образование
  • Высшая квалификационная категория
  • Педагогический стаж - 39 лет
  • Стаж в должности - 39 лет
  • +7 (8793) 33-87-57
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Краеведческая работа с дошкольниками

Актуальность темы краеведения связано в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Со словом «родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населенный пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населенные пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.

Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

  • Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
  • - познакомить детей с историей и современностью края;
  • - сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
  • - развить у дошкольников стремление знать свой край;
  • Это, пожалуй, один из ключевых элементов, так как именно от интереса к объекту изучения зависит, насколько хорошо дети будут знать историю своей малой родины.
  • - способствовать развитию патриотического отношения к малой родине;
  • - способствовать становлению и развитию учебно-воспитательных коллективов, семьи;
  • - способствовать развитию личностных качеств ребенка при помощи краеведения.

Не нужно забывать, что каждый возраст своеобразен. Интересы детей различны, и в этом состоит главная проблема. К примеру, чем могут интересоваться дети, ходящие в детский сад, или первый класс школы? Как донести до них информацию, скажем, о Великой Отечественной войне? Рассказать о ходе сражений не получится - они просто не поймут. Позволить детям побеседовать с ветеранами, осмотреть их награды так же не получится, так как дети такого возраста просто не в состоянии еще осознать ценность орденов и медалей. Выходом в такой ситуации может служить беседа, после которой должен проводиться конкурс рисунков. В процессе конкурса дети не только получат удовольствие от рисования на тему Великой Отечественной войны, но и заинтересуются подобной тематикой.

Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.

  • Краеведческая работа может развиваться по ряду направлений:
  • - Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.).
  • - Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).
  • - Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
  • - Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов).
  • - Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода).
  • - Оздоровительный туризм (совершение походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода).
  • - Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея).
  • - Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях).
  • - Семейное краеведение.

С целью развития интереса детей к родному краю на конкретных предметах, проводятся выставки, экскурсии в краеведческий музей и туристические походы. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками (выставка детских рисунков на тему ВОВ). Здесь очень хорошо подойдет тематика «природные богатства Ставропольского края», так как именно забота о природе родного края неотъемлемо связана с изучением культурного наследия региона.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Появляется желание вникать в тайны природы. А с этим наверняка свяжутся незабываемые образы родного края. Все это в комплексе должно способствовать развитию краеведения в школах и детских садах, с детства развивать в детях: любовь к родному краю, патриотизм, любознательность - а в перспективе это более культурное и развитое поколение.