Работа с социумом
Взаимодействие с социумом
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом.
Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
- Задачи:
- 1. Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания;
- 2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;
- 3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство - это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Благодаря этим связям мы получили возможность параллельно с образовательной деятельностью осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий, существенно улучшающих состояние здоровья субъектов образовательного процесса.
Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества дошкольного образования.
- Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности,
- принятия политики детского сада социумом,
- сохранения имиджа учреждения в обществе,
- установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Наши социальные партнеры в воспитании и развитии детей
- Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
- Учреждения образования:
- Управления образования администрации города Пятигорска
- Школы города № 1, 17, 6
- ДОУ города
- Учреждения культуры:
- Пятигорский краеведческий музей
- Музей боевой славы
- Детская городская библиотека им. С.М. Михалкова
- Центральная городская библиотека им. М. Горького
- Детская художественная школа Центр развития творчества
- Дворец детского творчества
- Учреждения здравоохранения:
- ГБУЗ СК «Детская городская больница г.Пятигорска»
- В 2016 - 2017 учебном году в рамках осуществления взаимодействия с социумом наши воспитанники:
- совершили экскурсию Пятигорский краеведческий музей;
- совершили экскурсию в Музей боевой славы;
- посетили в детскую городскую библиотеку;
- приняли участие в конкурсах детского творчества;
- были приглашены на торжественную линейку, посвященную Дню Знаний в НОУ школу № 17
- приняли участие во Всероссийской акции «Красная гвоздика»;
- приняли участие в конкурсах детских рисунков «01», «С Днем Победы, ветеран!»;
- приняли участие в городском конкурсе «Строка, оборванная пулей»;
- для воспитанников ДОУ были организованы театральные встречи с Георгиевским театром кукол, с детской театральной студией НОУ школы № 17 и др.
- Для расширения социокультурного пространства, успешной социализации дошкольников активно строится взаимодействие с театрами, музеями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками города:
- обучающиеся и педагоги посещают спектакли, принимают участие в научно - практических конференциях, размещают свои работы (исследовательские, творческие) в сборниках;
- совместная воспитательная работа с музеями города осуществляется через: участие в конкурсах, экскурсии; музейные уроки;
- совместные проекты проводятся с библиотеками города.
- Благодаря расширению взаимодействия с социальными партнерами нам удается решать приоритетные задачи образовательной сферы:
- повышение качества образования;
- повышение уровня доступности качественного общего образования.
Интеграция общественного и семейного воспитания
ДОУ осуществляет тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Семейное воспитание является приоритетным, т.к. семья дает главное ребенку - личностную связь, единство с родными. Взаимосвязь семьи и ДОУ базируется на сотрудничестве, взаимодействии, доверительности. Детский сад и семья должны стать единым пространством развития и воспитания ребенка. Стремление к созданию такого пространства должно быть обоюдным и строиться на развивающем взаимодействии.
- ДОУ осуществляет интеграцию общественного и семейного воспитания со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников ДОУ;
- с семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста, не посещающими детский сад;
- с будущими родителями.
- Формы взаимодействия с родителями:
- анкетирование и опросы;
- практикумы, семинары, организация встреч с представителями здравоохранения, ГИБДД и т.д.;
- групповые и индивидуальные консультации;
- памятки;
- лектории;
- родительские собрания (общие и групповые);
- родительские гостиные;
- дни открытых дверей;
- информационные уголки, стенды;
- родительская почта;
- справочное бюро здоровья;
- досуговые мероприятия;
- семейные проекты;
- семейный клуб;
- создание фотоальбомов;
- участие в конкурсах и т.д.
Организация сотрудничества с социальными партнерами
- Организация сотрудничества с социальными партнерами формирует:
- устойчивую систему ценностей ребенка,
- делает успешной подготовку к обучению в школе,
- оптимизирует взаимодействие родителей и детей,
- способствует успешной социализации личности дошкольника.